Якорь «Трайдент»
Якорь этой
конструкции хорошо держит лодку на любом грунте и течении, компактен в
сложенном виде и удобен в хранении. Его устройство понятно из рисунка
Рис. 1. Якорь в сборе и деталировка.
1 -ушко; 2 – обойма; 3 – лапа; 4 – шайба; 5 – ось, l =110; 6 – бобышка; 7 – болт М8х25; болт М8х35; 9 – штифт 5×16; 10 – планка 5x20x140.
При сборке толщину шайб 4 надо подобрать так, чтобы лапа 3 имела свободный ход. У болтов крепления оставшуюся свободную часть необходимо расклепать; это предохранит гайки от произвольного отворачивания. Общий вид якоря приведен на рис. 2.
Рис. 2. Общий вид якоря “Трайдент”.
Данная разработка представляет собой дальнейшее развитие конструкции
известного якоря «Акула». Она сочетает в себе повышенную держащую силу, компактность в транспортном положении, возможность легкого освобождения при зацепах. Устройство и принцип работы якоря ясны из рисунка (рис. 3).
Рис. 3
Якорь, предложенный Ф. Коноплевым. 1 – рама 5×35; 2 – ось; 3 –
лапы; 4 – кронштейны лап; 5 – упорные шайбы; 6 – срезающий
штифт; 7 – ограничитель поворота лап; 8 – ось
Срезаемый штифт на шайбе, ограничивающей отклонение лап на угол не более 45°, делается из гвоздя диаметром около 3 мм. При зацепе якоря за препятствие на фунте, под действием прилагаемого усилия к якорному канату штифт срезается, освобождая лапы.
Конструкция В. Стрелецкого
Данный
якорь можно регулировать, изменяя угол отгиба лап. В результате при
зацепе за корягу лапы имеют возможность развернуться вдоль веретена и
благодаря этому освободиться от зацепа. Достаточно резко дернуть за
канат так, чтобы разорвалась фиксирующая нить. Вытащить якорь с
откинутыми лапами не составляет труда. После этого необходимо заменить
фиксирующий шнурок. Откидные лапы 2 (рис. 4) представляют собой полосы из стали толщиной 3 мм, к концам которых приварены треугольные пластинки – наконечники.
Рис. 4. Конструкция якоря В. Стрелецкого.
1 – неподвижная крестовина для крепления лап; 2 – откидные лапы; 3 –
раскосы лап; 4 – подвижная крестовина; 5 – скоба; 6 – нить, 7 – упор; 8 –
регулирующая втулка; 9 — веретено.
Крестовина 1, к которой шарнирно прикреплены лапы, надета на веретено 9 — трубку или стержень диаметром 15 мм и длиной 300 мм, и закреплена на нем. Изготовить крестовину можно любым доступным путем — литьем, сваркой, фрезерованием. В ней нужно просверлить отверстие, чтобы привязывать дополнительный груз, если потребуется увеличить вес якоря. Тяги или раскосы 3, задающие угол отгиба лап, нарезаны из стальной полосы толщиной 1 мм. Они шарнирно крепятся и к лапам, и к упорной крестовине – ползуну 4, свободно надетому на веретено и скользящему по нему до упора в торец регулирующей втулки 8 (стальная или дюралевая трубка). Втулка 8 свободно надета на веретено, и в ней сделаны три продольных пропила разной длины. Скоба 5 крепления к ползуну конца фиксирующей нити согнута из миллиметровой проволоки. Сама фиксирующая нить 6 представляет собой леску ?0,5-1 мм (прочность ее подбирается в зависимости от силы течения). Упор 7 выполнен точеным и имеет отверстие для крепления другого конца фиксирующей нити.
Якорь транспортируется в сложенном состоянии. Для приведения его в рабочее положение необходимо, сдвигая регулирующую втулку 8, развести лапы якоря и, вращая ее, выбрать паз нужной длины для фиксации угла наклона лап. Чтобы лапы самопроизвольно не откидывались, фиксирующая нить продевается в отверстие упора, обтягивается и завязывается так, чтобы не было люфта. Данный якорь предназначен для применения на легких лодках или в качестве дополнительного на мотолодках средних размеров. По чертежам из данной статьи был изготовлен якорь для лодки ПВХ «Трайдент». Самодельный якорь изготовлен полностью из нержавейки. Вес якоря 3кг.
Плюсы: компактен, легок, цепкий.
Минусы: не держит на каменном дне. Пару раз сильно застревал в корягах, не смотря на защиту от зацепов.